Убедитесь во всех преимуществах сами! Оставьте свои контактные данные, и наш менеджер свяжется с вами
ЭТрН: самые частые проблемы и их решения. Экспертный взгляд TRUCKER
Антон Грицкевич
Руководитель направления развития продукта TRUCKER
Время прочтения статьи:4 минуты
В логистике есть вещи, которые должны работать идеально — иначе бизнес теряет деньги и время. Электронная транспортная накладная (ЭТрН) — как раз тот инструмент, который способен сделать процессы не только прозрачными, но и управляемыми и эффективными. Но, как и любой технологический переход, внедрение ЭТрН не обходится без сложностей. Мы в TRUCKER уже прошли этот путь — с пилотами, интеграциями и «граблями». Поэтому разбираем ключевые проблемы, с которыми сталкиваются компании, и даём решения, которые работают на практике.
Не все участники готовы к ЭТрН
Проблема: Для оформления ЭТрН все участники перевозки должны быть подключены к системе электронного документооборота. Если кто-то не готов — процесс встанет.
Как избежать:
Заранее проведите аудит готовности своих контрагентов и партнеров.
Подпишите дополнительные соглашения о переходе на ЭТрН.
Переходите на электронный формат поэтапно: начните с внутренних перевозок, затем подключайте внешних контрагентов.
2. Ошибки при заполнении ЭТрН
Проблема:12–15% бумажных накладных содержат ошибки, и электронный формат не гарантирует их автоматического исчезновения. Ошибки при заполнении титулов, пропуски обязательных полей, некорректные данные — всё это приводит к возврату документов и задержкам в расчетах.
Как избежать:
Используйте автоматизированные системы, которые подгружают данные из заявок и исключают ручной ввод.
Обучайте сотрудников работе с ЭТрН, особенно нюансам заполнения титулов и особенностям документооборота.
3. Исправление ошибок после подписания
Проблема:Если ошибка обнаружена после подписания титула, исправить её «на лету» не получится — потребуется создать новый файл и парный ему титул. Это увеличивает время на оформление и требует согласованных действий всех участников.
Как избежать:
Внедрите чек-листы для финальной проверки перед подписанием.
Организуйте быстрый канал коммуникации между участниками перевозки для оперативного согласования исправлений.
Ознакомьте сотрудников с регламентом: какие данные можно исправлять, а какие — только через создание новой ЭТрН.
4. Отсутствие или сбои интернет-соединения
Проблема:Водители часто работают в регионах с нестабильным интернетом, а для подписания и отправки ЭТрН связь необходима.
Как избежать:
Используйте мобильные приложения, поддерживающие офлайн-режим с последующей синхронизацией.
Обеспечьте водителей устройствами с устойчивым интернет-модулем и резервными SIM-картами.
Разработайте инструкцию на случай отсутствия связи: как действовать, чтобы не потерять данные и не сорвать сроки.
5. Сложности с изменением статуса груза и частичной приемкой
Проблема:При частичной приемке или возврате груза важно корректно оформить все изменения, чтобы избежать финансовых и юридических споров.
Как избежать:
Используйте функционал ЭТрН для внесения отметок о приемке и возврате.
Согласовывайте действия с грузополучателем и оформляйте акты расхождений (М-7, ТОРГ-2) параллельно с корректировкой ЭТрН.
Контролируйте своевременное обновление статусов в системе.
6. Технические и регламентные ограничения
Проблема:Не все данные можно исправить после подписания; отдельные поля требуют создания новой накладной. Кроме того, регламент может меняться, а требования к формату — обновляться.
Как избежать:
Следите за изменениями в законодательстве и обновляйте внутренние инструкции.
Регулярно обновляйте программное обеспечение и проверяйте его соответствие актуальным требованиям.
Ведите журнал изменений по каждому перевозочному документу.
7. Сопротивление команды и неподготовленность пользователей
Проблема:Для работы с ЭТрН нужны квалифицированные электронные подписи, планшеты или смартфоны для водителей, а главное — обучение сотрудников новым процессам. Это требует времени и вложений. Сотрудники боятся нового интерфейса, не понимают логики процесса или опасаются потери контроля. Водители не готовы работать с КЭП и мобильными приложениями.
Как избежать:
Проводим очные и онлайн-обучения — как для офисных сотрудников, так и для водителей.
Подключаем методичку, видеоинструкции и горячую линию на старте.
Прописываем понятные скрипты действий в нестандартных ситуациях.
Итог
ЭТрН — это не просто цифровая версия бумаги, а полноценный процесс, который требует внимания к деталям, дисциплины и постоянного развития компетенций. Тот, кто подготовится заранее и выстроит процессы без авралов, будет не просто соответствовать закону, а работать быстрее, прозрачнее и заметно эффективнее.
В логистике ценят тех, кто не боится брать ответственность и делать свою работу безупречно. Пусть ваши электронные накладные будут такими же — точными, своевременными и всегда под контролем.
Антон Грицкевич
Руководитель направления развития продукта TRUCKER
И в качестве бонуса даём чек-лист, как выстроить процесс за 7 шагов
7 шагов до ЭТрН: планируем и делаем вместе
Определить процесс обмена ЭТРН
(ЭДО) для всех типов перевозок организации, учесть создание ЭТРН экспедитором
Определить концепцию обмена ЭТРН
с точки зрения IT-систем (потоки данных, архитектуру процесса и пр.), учесть подключение вас и партнеров к оператору (-ам) ЭДО
Провести переговоры о готовности обмена ЭТРН
с перевозчиками / экспедиторами / контрагентами, при необходимости подписать доп. соглашения
Подготовить инфраструктуру
для подписания ЭТРН организациями участниками обмена
Организовать
обучение сотрудников обмену ЭТрН
Выбрать
тип / направления / контрагентов перевозок, по которым стартовать обмен ЭТРН