Мультимодальная логистика в России: вызовы, трансформация и опыт автоматизации на платформе TRUCKER

Елена Богданова
Руководитель отдела бизнес-консалтинга TRUCKER
Время прочтения статьи: 4 минуты

Новая логистическая реальность

Современная российская экономика демонстрирует растущую зависимость от мультимодальных логистических решений. Геополитические изменения, санкционное давление и изменение глобальных маршрутов требуют от бизнеса гибкости, скорости и управляемости в логистике. За последние пять лет контейнерные перевозки в России прошли путь от роста и падения до восстановления и переориентации. Эти колебания отразили необходимость быстрой адаптации логистической системы к новым условиям.
На этом фоне мультимодальность — сочетание железнодорожного, автомобильного, морского и (реже) авиационного транспорта — становится ключевым инструментом преодоления инфраструктурных ограничений и повышения эффективности цепочек поставок.

Технологии как драйвер развития

В 2025 году цифровизация логистики — уже не тренд, а необходимость. Развитие мультимодальных маршрутов через Северный морской путь, транспортный коридор «Север – Юг», Дальний Восток и Каспий усиливает спрос на инструменты, которые позволяют управлять сложной сетью поставок в «одном окне».

Мультимодальная логистика в России трансформируется под влиянием технологий и геополитики, становясь драйвером для ключевых отраслей.
Например, в агропромышленном комплексе мультимодальные схемы обеспечивают экспорт зерна, маслосемян и готовой продукции в Китай, Турцию и страны Ближнего Востока. Специализированные контейнерные поезда для перевозки муки и растительных масел, запущенные РЖД, демонстрируют рост грузооборота на 14% в год, согласно данным аналитического центра при РЖД и официальной статистике ОАО «РЖД».
Крупные ритейлеры внедряют гибридные модели: магистральные перевозки осуществляются ж/д контейнерами, а последняя миля автотранспортом.
В лесопромышленном комплексе активно используются применение различных мультимодальных схем, в том числе контейнерные поезда и отправки контейнерными партиями через основные порты России.
Мультимодальные схемы "железная дорога + морской транспорт" стали доминировать в поставках через порты Дальнего Востока и Каспийского региона. Турция и ОАЭ превратились в ключевые транзитные хабы.

Автоматизация как стратегическое преимущество

Ключевым фактором эффективности мультимодальной логистики стала автоматизация процессов. Современные системы TMS (Transport Management System) позволяют существенно повысить управляемость поставками.
Ключевые эффекты внедрения TMS для управления мультимодальной логистикой:
  • Снижение затрат и автоматизация тендерных процедур. Системы TMS позволяют проводить тендеры и аукционы среди перевозчиков, что ведет к снижению стоимости перевозок за счет конкуренции и прозрачности условий.
  • Автоматизация документооборота и снижение ошибок. Системы TMS автоматически формируют необходимые перевозочные документы в электронном виде, сокращая бумажную работу и минимизируя риск ошибок, связанных с человеческим фактором.
  • Интеграция с корпоративными и внешними системами. TMS легко интегрируется с WMS, ERP и бухгалтерскими системами, а также с платформами партнеров. Это создает единое информационное пространство, ускоряет обмен данными и упрощает взаимодействие с контрагентами, что актуально для современного рынка перевозок, где важна быстрая реакция на изменения условий.
  • Аналитика и отчетность для принятия решений. Встроенные инструменты TMS позволяют анализировать эффективность перевозок, выявлять узкие места, контролировать KPI и оперативно принимать управленческие решения.

Кейс: внедрение TMS от TRUCKER в мультимодальной логистике

Российские компании активно внедряют современные технологические решения для управления мультимодальной логистикой. Одним из успешных примеров в 2025 году стал проект внедрения TMS от TRUCKER для управления мультимодальной логистикой на одном из крупнейших производственных предприятий. На платформе TRUCKER реализован комплексный проект автоматизации, который охватывает весь процесс управления мультимодальными перевозками - от закупочной деятельности и контроля подсыла транспорта до планирования затарки и отгрузки продукции с заводов с последующим контролем движения груза. Через Личный кабинет Экспедитора настроено взаимодействие с транспортными компаниями-партнерами для согласования заявок на перевозку, отслеживания подсыла порожних и движения груженых контейнеров, оформления перевозочных документов.
предпосылки проекта
  1. Отсутствие единой системы управления всеми видами мультимодальных перевозок;
  2. Разрозненность процессов: тендеры — в одной системе, исполнение — в Excel и почте;
  3. Невозможность анализа плановых и фактических затрат;
  4. Отсутствие единого источника данных о контейнерах, платформах, статусах перевозок.
Что было сделано
  • Унификация процессов по всем видам мультимодальных перевозок (авто, ЖД, в том числе контейнерные поезда, море);
  • Внедрение единого цифрового контура: от тендеров и назначение исполнителей по тарифам, торгов и аукционов, до контроля статусов исполнения перевозки;
  • Личный кабинет экспедитора: цифровое взаимодействие, подтверждение заявок, документация, отслеживание;
  • Интеграция с ERP-системой предприятия для сквозного контроля;
  • Автоматизация документооборота и обмена данными с партнерами.

ПРИМЕР 1. КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ, ГДЕ ПЕРВОЕ ПЛЕЧО - АВТО, ВТОРОЕ - МОРЕ

Россия
Порт Владивосток
Канада
или
Индия

ПРИМЕР 2. ЖД КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ, ГДЕ ДО ГРАНИЦЫ И ПОСЛЕ ГРАНИЦЫ КОНТЕЙНЕР ДОСТАВЛЯЕТСЯ ПО ЖД

Россия
Погран. переход: Наушки
Китай

ПРИМЕР 3. ЖД КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ, ГДЕ ПЕРВОЕ ПЛЕЧО - ЖД, ВТОРОЕ - МОРЕ

Россия
Порт Санкт-Петербург
или
Порт Новороссийск
ОАЭ
или
Пакистан
результаты
  1. Единый стандарт работы с мультимодальными перевозками по всей группе компаний;
  2. Сокращение ручных операций, исключение Excel и email-управления;
  3. Повышение прозрачности затрат и контроль исполнения SLA;
  4. Сокращение времени на оформление и сопровождение перевозок.

Заключение

Российская мультимодальная логистика вступила в фазу активной трансформации. Рост грузопотоков, изменение маршрутов и повышение требований к устойчивости логистики формируют запрос на технологические решения нового поколения. Успешные примеры автоматизации логистических процессов на базе Российского программного обеспечения демонстрируют возможности значительного повышения эффективности через комплексную цифровизацию.
Пример внедрения TRUCKER показывает:
  • Российские компании готовы переходить от управления в Excel к централизованным цифровым платформам;
  • Отечественные ИТ-решения сегодня успешно справляются с комплексными задачами логистики международного уровня;
  • Цифровизация мультимодальных схем — это не просто повышение эффективности, а реальный путь к снижению затрат, росту гибкости и обеспечению контроля.
Рекомендуем ещё
Tilda Publishing
+7 800 444 04 32
help@trucker.group
TMS © Copyright 2025

РЕШЕНИЯ
  • Тендеры, торги и аукционы
  • Цифровая очередь
  • Документооборот
  • Отслеживание грузоперевозок
  • Реестры